Старообрядческие скиты в районе реки Керженец

Территории в районе реки Керженец и рядом с ним с XVII века стали одним из центров российского старообрядчества. Это разновидность православной веры, сторонники которой не приняли церковные реформы патриарха Никона. Одним из видов поселений староверов стали скиты. Они были известны в России, а некоторые даже за рубежом. Их стали называть керженскими. Старообрядцы дореволюционный России, услышав такие слова, понимали, о чём речь.

В первоначальном смысле Скит – это уединенное поселение монахов, общежитие. Слово греческое, означает пустынное место. Смысл ухода верующих в скиты таков же, как и в монастыри. Это желание жить по церковным законам, в святости и без грехов.

В отличие от монастырей, скиты обязательно находились в глухих местах в отдалении от других населенных пунктов. Они были разных размеров и внешнего вида. Это могла быть, например, землянка, в которой жил монах-одиночка. Могла быть изба – общежитие нескольких монахов. Скиты Керженского края в Нижегородском Заволжье часто представляли собой целые деревни. Например в Комаровском скиту в начале XIX века жило около двух тысяч человек. Размещались они в отдельных обителях, мужских и женских. Отношения между проживающими были монашеские. Никаких любовных занятий не допускалось.

Каждая из обителей Комаровского скита представляла собой двухэтажный дом, построенный из нескольких состыкованных срубов. Внутри него были молельня, кельи для проживания монахов, коридоры, а также общие помещения. К ним относились светлицы, аналоги холлов в нынешних гостиницах, и сени, которые на современном языке назвали бы верандами. Понятно, что в одной обители жили монахи только одного пола. Или мужчины, или женщины.

Появление скитов, а также мирских поселений староверов в окрестностях реки Керженец объясняется несколькими причинами. Первая – территория исторически была редко населенной. На бедных песчаных почвах прокормиться, занимаясь одним сельским хозяйством, было нельзя. Земли были свободные и труднодоступные. Вторая – керженский край покрыт лесами, в которых было проще скрываться от властей, преследовавших староверов. Третья – близость к центру России в отличие от Сибири или берегов реки Мезень в Архангельской области.

Была и экономическая причина, позволяющая выжить. В устье Керженца рядом с Макарьевским монастырем действовала ярмарка, одна из крупнейших в России. На ней старообрядцам было удобно сбывать продукцию промыслов. В первую очередь это была деревянная посуда, а также бочки, рогожи и другое. После пожара в 1817 году ярмарка переехала, но недалеко, в Нижний Новгород. Многие нижегородские купцы, например известной фамилии Бурговы, были староверами, и жертвовали на содержание скитов значительные суммы.

Наиболее известными были несколько самых крупных старообрядческих скитов в районе Керженца. Названия большинства из них произошли от деревень, недалеко от которых они находились. Комаровский скит, хотя и считается керженским по принадлежности к краю в целом, находился в верховьях одного из притоков реки Линды. Чуть севернее, недалеко от реки Южный Козленец, располагались скиты Осинковский, Фундриковский и Улангерский. Они, как и большинство прочих, стояли действительно в бассейне Керженца. Оленевский был к северу от деревни Хахалы. Благовещенский скит находился южнее Хахал в глухом лесу. В конце XVIII века в керженском крае было известно более 50 старообрядческих скитов. Позже их число неуклонно уменьшалось.

Старообрядцы не признавали русских царей, которые поддержали реформы Никона. Петра I считали воплощением антихриста, то есть сатаны. Власть платила тем же. В керженском крае было несколько попыток искоренения старообрядчества. В начале XVIII века этим занимался архиепископ Питирим. При нем карательные отряды разоряли и сжигали керженские скиты. Почти все они были уничтожены. Остались только Оленевский и Шарпанский. Правда потом, после проведения такой "кампании по борьбе со старообрядчеством" скиты достаточно быстро восстановились.

В середине XIX века активную борьбу со староверами инициировал П.И. Мельников, больше известный как литератор – автор романов "В лесах" и "На горах". Однако окончательный удар по старообрядчеству нанесла власть коммунистов. В 30-е годы прошлого века все церкви в районе Керженца были закрыты, а некоторые – уничтожены.

Сегодня не сохранился ни один из керженских скитов. На тех местах, где они были, остались только старообрядческие кладбища. За ними ухаживают там, где в соседних деревнях еще есть местные жители. Посетить старообрядческие кладбища во время туристских сплавов по Керженцу затруднительно. Места нахождения скитов или расположены далеко, или до них нет дорог от реки. Зато можно провести автобусную экскурсию "Старообрядческие скиты Нижегородского Заволжья". Такая тема есть в ассортименте маршрутов нижегородских экскурсоводов. Подробности можно узнать в туристской фирме Магнит-ТВ.